Образ Петербурга-Ленинграда в изобразительном искусстве XX века

19 марта состоялась лекция Н.А. Ерщовой «Образ Петербурга-Ленинграда в изобразительном искусстве XX века».

Петербург - один из красивейших городов мира. Мосты, набережные, белые ночи, простор Невы... Но это и официальный холодный чиновничий город, и мрачные дворы и переулки из романов Достоевского, и безликие спальные районы.

Пейзаж всегда окрашен личным эмоциональным отношением, индивидуален и человечен...
В лекции было показано разнообразие взглядов, неожиданные ракурсы, необычность, странность привычных видов, а также развитие направлений в современном искусстве - от художников «Мира искусства» до «митьков».

19 марта 2019 года мне довелось побывать на лекции Н.А. Ершовой «Образ Петербурга-Ленинграда в изобразительном искусстве 20 века» и сейчас мне хотелось бы написать свои ощущения, мысли и чувства, возникшие на лекции и после неё.
Санкт-Петербург— это город, заполучивший мое сердце и влюбивший в себя навеки, город, горячо любимый всей душой. Невозможно не чувствовать себя счастливой, прогуливаясь по уютным улочкам в центре города, наблюдая за милыми влюблёнными в Летнем саду или запечатлевая с Дворцовой набережной лилово-розовый закат в лучах уходящего солнца.
Город Петра—удивительный город: сегодня ветер развевает твои волосы и сбивает с ног, а завтра яркое солнце слепит тебе глаза, один день дождь строит собственные стены между зданиями, а на другой хлопья снега украшают твой подоконник, город может грустить вместе с тобой, а может радовать тебя светлыми и тёплыми днями.
Неудивительно, что такой контрастный и до безумия прекрасный город вдохновил художников на создание работ с его изображением. Гранитные набережные, узкие каналы, великие соборы, оживленные улочки,-всё это вне зависимости от времени не может не привлекать живописцев, не может не вдохновлять их. Конечно, Петербург прекрасен на полотне, но я, если говорить честно, предпочитаю его сложённым в строфы на бумаге, ведь всё-таки в стихотворениях, как мне кажется, таится большая загадка, чем на холсте: в стихотворения строка за строкой рисуют тебе образы, которые ты можешь только лишь сам представить, вообразить все, что захочешь, тогда как на холсте ты можешь лишь придать изображению очарования, и как будто бы увидеть то, чего, возможно, на самом деле нет.
На мой взгляд, Петербург—это город, в котором каждый может отыскать кусочек для своей души: будь то свежие теплые булочки на завтрак, любимая книга, уединённое место или наоборот оживлённый поток людей, поглощающий тебя, охватывающий со всех сторон и заставляющий двигаться с ним в одном ритме, стать единым целым с людьми вокруг. В Петербурге ты можешь чувствовать себя одиноко, но никогда не будешь одиноким. И все эти маленькие несостыковки и в какой-то мере неловкости делают Санкт-Петербург таким родным для каждого, кто посетил его. Ведь ты можешь рассматривать город с окрестных крыш или наблюдать с тротуара, но исход все равно будет один: тепло окутает твою душу, и ты навсегда запомнишь те дни, когда атмосфера романтики и уюта поглощала тебя целиком.

Вероника Баловнева Инженерно-строительный институт, группа 13131/12

Посетил ещё одну необычную лекцию Н.А. Ершовой «Образ Петербурга-Ленинграда в изобразительном искусстве ХХ века».
Идя туда, я ждал прекрасных образов Петербурга в живописи. Но на деле лекция оказалась немного иной.
Если я правильно понял, лектор хотела обратить наше внимание именно на творчество художников абстракционистов и примитивистов. Мне эта идея кажется оправданной, ведь посмотреть на прекрасные виды Петербурга мы можем вживую или на фотографиях. Я думаю, примерно так же мыслили и некоторые художники ХХ века и именно поэтому они отказывались от реалистичной точности (потому что нет смысла пытаться изобразить что-либо точнее, чем это сделает фотография) и изображали город так, как они видят его.
Кроме того на примере замечательного города Санкт-Петербурга мы обсудили тему сохранения облика города. И по поводу этого у меня сложилось следующее мнение: невозможно сохранять город неизменным бесконечно. В любом случае будут происходить перемены, они неизбежны. Здесь нам может помочь лишь искусство, сохранив тот или иной образ навсегда.

Влад Овчинников ИСИ, 13151/2

«Образ Петербурга-Ленинграда в изобразительном искусстве 20 века»—такова тема лекции, которую я посетил 19 марта 2019 года в рамках университетского курса по философии.
Я живу в Санкт-Петербурге недолгое время, всего лишь семестр, но, несмотря на столько короткий срок, этот город уже сумел оставить след в моей душе, который вряд ли можно будет стереть. Рассматривать город целиком или разбирать его до мелочей? Как мне кажется, невозможно выбрать что-то одно. С одной стороны, Есенин писал: «...
Лицом к лицу.
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянии.
...», и в этом можно найти отражение того, что та картина, которую ты рассматриваешь в полном объёме, может оказаться столь великолепной, что даже самый безразличный человек будет настолько впечатлён калоритом Санкт-Петербурга, что с неподдельным восторгом будет смотреть вокруг и наслаждаться тем, что видит. С другой же стороны, little things, мелочи, что-то незаметное, но чрезвычайно важное, то, что скрывается в деталях, это может заставить человека развернуть свой взгляд на 180 градусов и посмотреть с другой стороны на то, что, как он думал, уже узнано и понято им, и все эти мелочи делают город уникальным для каждого жителя, каждого туриста, да даже для бездомной кошки, чья жизнь проходит в местах Достоевского.
Многие художники выбирали Санкт-Петербург объектом своего творчества, для каждого из них город представляется по-разному, что можно увидеть на картинах: где-то это заснеженные улочки, а где-то крыши домов; где-то оживленный сад, а где-то тихая гладь, обосновавшаяся на пруду; для кого-то город светел, а для кого-то мрачен. Но с какой стороны ни посмотри, город уникален. Уникальная архитектура, уникальные люди, уникальная атмосфера. Вероятно, в каждом городе можно найти что-то необыкновенное и притягивающее. Но, на мой взгляд, Петербург-это город, который идеально совместил в себе как реальную жизнь, так и сказку, которая может оказаться явью на улицах, уже горячо любимого мной, Санкт-Петербурга.

Андрей Егоров Инженерно-строительный институт, группа 13131/12

Всего пару месяцев назад я переехала в Санкт-Петербург, и каждый день я убеждаюсь в том, что это город, в который невозможно не влюбиться, им хочется восхищаться снова и снова. Этот город с мостами, островами, каналами, белыми ночами, театрами и музеями, великолепными памятниками архитектуры не может оставить равнодушным. Наверное, у каждого города есть свои характерные особенности, которые влияют на жителей, а Петербург я могу описать, как задумчивый, мрачный, погруженный мыслями в глубину вод Невы, сложный, как лабиринты его дворов. Я думаю, эта многогранность и привлекала людей творческих. Самое интересное это наблюдать, как в произведениях писателей и поэтов Северная столица становится не только местом действия, но и равноправным действующим лицом. Можно только удивляться, как писатели разных эпох по-разному чувствуют этот город.
Также Петербург меня привлекает не только дворцами и памятниками, созданных во время дворцовых переворотах, но и Ленинград советской эпохи, город-труженик, город-герой, жители которого пережили блокаду и смогли сохранить это культурное достояние. Мне было интересно наблюдать, как художники и писатели, изображают то, как люди в эти исторические моменты с трепетом относятся к истории родного города, как они с достоинством отстаивают свою родную землю.
В Петербурге, я думаю, каждый сможет стать человеком творческим. Гуляя по его проспектам, наслаждаясь искусством разных эпох и стилей, человек начинает чувствовать и воспринимать живопись, поэзию и прозу по-другому. Он становится более восприимчив к искусству.
Санкт-Петербург - это память и ассоциации, это город, который не может не оставлять свой след в жизни каждого.

Юлия Непряхина ИСИ, 13131/11

19 марта 2019 года я посетил лекцию Н.А. Ершовой «Образ Петербурга-Ленинграда в изобразительном искусстве 20 века».
Человек может изобразить на холсте все, даже то, что не получается выразить словами: понравившийся образ, глубокие неподдельные чувства, сумбур и хаос, поселившиеся некогда в его душе. Многие художники 20 века выбирали Санкт-Петербург как образ для своих картин, ведь этот город прекрасен, он не может не вдохновлять.
Петербург изображен на полотнее абсолютно разным, разным во времени года, разным по настроению, разным по историческим событиям.
Мой Петербург-это город множества каналов и мостов, что разводят по ночам, романтических закатов и долгожданных рассветов, моросящих дождей и ласкового солнца, осенней непогоды и весеннего пробуждения.
Всегда приятно бродить по узким пустынным улочкам, но аблюдать с крыш за толпами людей, которые, как маленькие муравьишки, спешат на работу, учебу или встречу с друзьями, рассматривать картины Айвазовского, Сурикова и Куинджи в Русском музее. Все эти мелочи создают в моем воображении мой собственный, индивидуальный, облик города, облик, который никогда не померкнет в памяти.
По-моему мнению, Санкт-Петербург настолько необычаен, колоритен и самобытен, что каждый человек, имеющий возможность посетить этот город, просто обязан без капли сомнений собраться и нанести визит в северную столицу, северную Венецию, в город, воспоминания о котором он будет хранить в памяти и вспоминать те величие и шарм, что присущи ему.

Боря Горовиц ИСИ, группа 13131/9