14 июня 2018 г. состоялась встреча преподавателей Высшей школы общественных наук с делегацией преподавателей из Римского университета La Sapienza во главе с профессором, главой кафедры русского языка и литературы Клаудии Скандура.
В рамках встречи были обсуждены совместные проекты, а также проведена лекция профессора эстетики Джузеппе Ди Джакомо, ввтора около ста научных публикаций, в которых обсуждается вопрос об отношении между эстетикой и литературой, эстетикой и изобразительными искусствами.
В своей лекции Джузеппе Ди Джакомо указал, что современная эстетическая мысль Италии развивается под влиянием релятивизма. Релятивизм в эстетике – это отрицание объективного содержания в эстетических чувствах, вкусах, суждениях, понятиях, а следовательно, и возможности объективного критерия оценки форм эстетического сознания и художественного творчества. Философско-эстетический релятивизм впервые сформулирован английским философом Д. Юмом, который считал, что о вкусах нельзя спорить, т. к. их содержание субъективно. Детальное обоснование принцип релятивизма в философии и эстетике получил у таких представителей философской мысли, как О. Шпенглер, Б. Кроче, Д. Дьюи, В. Дильтей, Г. Зиммель. С помощью различных аргументов названные мыслители доказывают, что эстетическое сознание во всех его формах, в том числе и искусство, полностью субъективно, ни в какой степени не отражает реального мира. Поэтому совершенно бесполезно искать объективные критерии оценки эстетических вкусов, идеалов, стилей. В творчестве великого итальянского интеллектуала Б.Кроче подчеркивается мысль о том, что интуитивность искусства выражается в отсутствии в творческом процессе четко выстроенной практики. Ди Джакомо обращает внимание на то, что кроме этих мыслителей велико влияние на развитие современной эстетической мысли творчества Т. Адорно и других представителей Франкфуртской школы.
На вопрос о том, насколько значимо влияние Шопенгауэра на развитие эстетической рефлексии итальянский мыслитель ответил, что основные формальные принципы эстетики Шопенгауэр заимствует у Канта, но если для Канта эстетика оставалась «учением о чувственно воспринимаемом», так что основным предметом ее оказывалось прекрасное в природе, то Шопенгауэр, вслед за немецкими идеалистами, отдает предпочтение искусству. Гениальное созерцание для Шопенгауэра уже и есть создание произведения.
На вопрос о том, каково с его точки зрения, влияние на европейскую эстетическую традицию оказало творчество русских мыслителей, Джузеппе Ди Джакомо заметил, современная эстетика находится в процессе уточнения границ своего предмета и контекста, рассматривая пути новой методологии.
Наряду с инновационными подходами в философии искусства поднимаются актуальные проблемы философии культуры, а вместе с ними складывается благоприятная возможность вернуться к фундаментальным основаниям эстетики, в частности к проблеме красоты, анализируя ее в аспекте антропологических конфигураций современной философии, в контексте аксиологической проблематики. К этому располагает сложившаяся в мире ситуация, которую традиционно обозначают как переходную эпоху, характеризующуюся изменением социокультурного пространства и сменой мировоззренческих, ценностных ориентаций.
Процессы переживаемого исторического периода создают условия для активного научного освоения духовного наследия православной культуры и современной интерпретации русской религиозно-философской мысли, для которой имели высшую ценность идеалы красоты, добра, истины, любви, свободы. При этом современное философское сообщество нередко обращается к философии В.Соловьева, П.Флоренского, Н. Бердяеваа, наполненной стремлением к истине и чаяниями радикального преобразования мира и человека на основе вечных ценностей, универсальности красоты, связанной со святостью.