Лекция прошла в большом конференц-зале научно-исследовательского корпуса и вызвала огромный интерес философов, историков, социологов и культурологов, а также студентов разных институтов СПбПУ.
Нина Владимировна затронула такие вопросы, как кризис русской культуры на рубеже XIX-XX веков, предпосылки и причины национальной катастрофы, рассказала, кто были пассажирами «Философского парохода» и о великих изгнанниках в судьбе русской культуры. «Какое общество нужно строить сегодня, какую Россию возрождать?» – и на эти вопросы постаралась ответить лектор.
Нина Владимировна остановилась на самых волнующих и важных аспектах поворотных моментов нашей истории, в частности главной проблеме которая, как ей кажется, и сегодня актуальна для российского общества. Раскол, который произошел в России с началом революции, когда люди утратили ценностные ориентиры и потеряли единство, – и есть самая настоящая катастрофа. Символом всех великих русских изгнанников стал «Философский пароход». Морские суда, как и отправлявшиеся за границу поезда, с легкой руки известного физика и философа Сергея ХОРУЖЕГО вошли в историю под собирательным образом «Философского парохода». Эта операция советских властей по высылке за границу или в отдаленные регионы Советского Союза неугодной интеллигенции в 1922-1923 годах проходила под личным контролем и по указанию Ленина. Нина Владимировна объяснила, что потеряла Россия, выдав билет в один конец всего лишь нескольким десяткам пассажиров, среди которых были философы Николай БЕРДЯЕВ и Иван ИЛЬИН, просветитель, классик социологии Питирим СОРОКИН и другие деятели науки и культуры. По мнению ученого, «Философский пароход» – это целый пласт и огромная утрата в нашей культуре, и он увозил на чужбину будущее России – страны, которая явилась мощным донором европейской культуры. И самый главный вывод, который делает лектор, – то, что любое насильственное свержение власти, любая революция пожирает своих создателей.
Далее Нина Владимировна пояснила сущность культурологической концепции выдающегося русского философа первой половины XX века Ивана ИЛЬИНА, который рассматривал культуру как органичное целое пяти составляющих: науки, искусства, нравственности, политики и экономики, пронизанных светом духовности. В этой концепции не только обозначены истинные смысл и цели человеческого бытия, но и раскрыты глубинные жизнеутверждающие основы духовного потенциала русского народа. В своей работе «Россия и Запад» великий русский поэт Фёдор ТЮТЧЕВ утверждал, что Запад никогда не простит России ее величия, ее первенствующего места в многомиллионной славянской семье, права ее последнего решающего слова в конечных судьбах западного мира. По Тютчеву, без веры в Бога невозможны нормальное развитие, гармоничный ум и подлинная жизнеспособность личности, общества, государства. И сегодня в мире, в котором размываются христианские ценности, легко можно наблюдать, что те явления, которые еще совсем недавно мы считали пороками, на Западе возводятся в социальную норму. В этой связи Россия вынуждена противостоять разрушительной силе западной цивилизации.
Из очень интересного выступления Нины Владимировны слушатели узнали, что переломные этапы в истории и смена идеологических ориентиров общества всегда требуют особенно глубокого осмысления идейных оснований его жизни. В такой ситуации обращение к национальной философской традиции, к наследию русских мыслителей привлекает глубиной анализа, даром пророчества, любовью к Отечеству и заботой о его будущем. А понимание высочайшего приоритета духовности в человеческом бытии особенно актуально сегодня в осмыслении и решении многих важнейших задач и поиске ответов на вызовы современной жизни.
После лекции люди будто застыли в каком-то оцепенении. Шевелиться не хотелось – не то что говорить или задавать вопросы, не осмыслив прежде услышанное. Многие осознавали, что им еще рано быть частью этого. Ведь это лекция-размышление на очень высоком уровне. Лекция, после которой приходишь к выводу, что у жизни есть смысл. И этот смысл – делать жизнь лучше. Опираясь не на инстинкты, а на нравственные основы, сохраняя духовные ценности и историческую память о прошлом своей страны. «Не рассердиться, не обидеться, простить – родителям, близким, друзьям, не отвечать злобой на зло, принять вину другого на себя, научиться терпеть и понимать друг друга, слушать, не осуждать – если мне удалось заронить хоть малые зернышки этого в ваши души, значит, я считаю свою миссию на этой лекции выполненной», – подытожила Нина Владимировна.
Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью. Текст: Инна ПЛАТОВА