
Искусственный интеллект становится важной частью жизни общества, и осмысление его роли может вести в том числе и в художественной форме. В рамках внеаудиторной работы Высшей школы общественных наук под руководством Д.С. Быльевой студенты СПбПУ получили опыт художественного осмысления технологий на выставке «Моей матерью был компьютер» в галерее «Цифергауз», а затем попробовали предложить собственные арт-проекты, которые бы выражали специфику проявления искусственного интеллекта в обществе.
Одной из популярных тем рефлексии становится передачи и представления информации с помощью ИИ.
Примеры того, как студенты смогли «прочесть» послания художников, представленные на выставке:
Эта выставка оставила у меня сильные и неоднозначные впечатления. На протяжении всего просмотра я ощущал смесь восхищения и тревоги, словно балансируя между двумя крайними эмоциями. Со временем пришло осознание: цифровые технологии уже не просто дополняют нашу реальность — они способны формировать её заново. Как я понял, одна из ключевых идей выставки — показать, что искусственный интеллект вышел за рамки утилитарного инструмента и стал самостоятельным творческим началом. Эта мысль была передана очень тонко: работы словно дышали собственной логикой, не подчинённой привычным схемам — в них ощущалась живая, почти хаотическая энергия. Саликов К. С., 3130801/40004
ИИ может быть чутким, а не контролирующим наблюдателем. Выставка заставляет переосмыслить роль ИИ: не как угрозы, а как собеседника и «наследника» человеческого мышления. Смысл — показать, что ИИ не чужд человечности, если мы сами не отказываемся от неё. Форма, атмосфера и экспонаты создают эмоциональную и умную среду для размышлений. Сенникова В. В. 3130801/40005
Человек должен почувствовать, что его личное мнение — часть коллективного сознания, формирующего наше отношение к технологиям. Он осознает хрупкость, сложность и взаимосвязь между человеческими страхами, надеждами и развитием искусственного интеллекта. Качан М. Р., 3130801/40002
ИИ учится сопереживать, считывая и отражая наши чувства. Зритель должен почувствовать, что ИИ не обязательно угрожающее или холодное. Это может быть «другое существо», которое учится понимать нас, и, возможно, уже на грани эмпатии.Тимичев И.Н. 3130801/40005
Экспозиция раскрывает искусственный интеллект вне логики «инструментария». Здесь алгоритмы — автономные агенты, способные к эмпатии, интерпретации и генерации смыслов. Технологии не демонстрируются — они проживаются, как проживают диалог с живым существом. Ключевой сдвиг — в отказе от антропоцентризма. Человек становится одним из множества акторов в системе, где нейросети — не угроза, а партнёры, чьи «голоса» формируют полифонию. ИИ не обслуживает, а дополняет; не решает задачи, а предлагает новые оптики. Краснопеев А.А., 3130801/40005
Конкурс арт-проектов позволил выявить наиболее оригинальные проекты, посвященные ИИ:
Арт-объект называется "Промежуточное зрение" и представляет собой тёмное пространство с прозрачным экраном, через который зрители смотрят на реальность — но только через «взгляд» алгоритма. Камера фиксирует происходящее за экраном, а на его поверхности в реальном времени появляется обработанное изображение: не узнаваемая сцена, а набор контуров, сегментов, динамически изменяющихся форм. Это не отображение, а интерпретация — то, как ИИ "видит" важное, отбрасывая лишнее по своей внутренней логике.
Периодически алгоритм "зависает", "сбивается", пытается переосмыслить увиденное — как будто обучается прямо на глазах. Звук сопровождает этот процесс: исходящие из данных шумы, искажения и фрагменты речи подчеркивают чуждость восприятия. Зритель оказывается между двумя мирами — реальностью и её машинной абстракцией — и наблюдает не за тем, что видит ИИ, а как он это делает.
Интерактивная инсталляция с проекцией, где контуры теней посетителей преобразуются в органические формы, растения или абстрактные структуры, меняющиеся в зависимости от движения и взаимодействия зрителей. Каждый посетитель влияет на общую композицию, создавая коллективное меняющееся произведение. Бусин Е. А. 3130801/40004
“Слепота” Экран, на котором с помощью специальных датчиков проецируется изображение, на котором намеренно не показываются некоторые объекты (например, маска на человеке, вместо нее он проецирует пустоту). Микоэльянц А. С., 3130801/40007
Технологическое искажение человеческого взгляда на мир и идентичности. В центре зала - зеркало, разбитое на осколки. В каждом отражается фрагмент лица зрителя, обработанный разными версиями алгоритма. Один осколок кричит:«Вы - женщина, 25 лет»*, другой шепчет: *«Я не уверен...»*, третий вовсе искажает черты до неузнаваемости. На полу надпись:«Объяснение - это попытка света, но тень черного ящика всегда длиннее»*. Чистяков Е. А., 3130801/40008
Мой арт-объект назывался бы “Что чувствуешь?”. Это был бы череп который смотрел в стихотворение с помощью очков в виде объективов, которые время от времени либо фокусировались, либо отдалялись. Локтионов Н. Г., 3130801/40003
Мой арт-объект — «Река Времени» — это интерактивная инсталляция, сочетающая физические и цифровые элементы, чтобы передать идею нелинейности времени, памяти и изменений. Объект показывает, как память, идеи и опыт текут, смешиваются, иногда исчезают, но оставляют след. Зритель не просто наблюдатель, а соавтор — его действия меняют ход «реки», но ненадолго. Как вам такая концепция? Можно добавить больше технологий (сенсоры, ИИ-генерацию образов) или, наоборот, оставить более медитативной.
Котова П. Г., 3130801/40009