14 декабря состоялся очередной регулярный семинар Центра STS, на котором Наталия Никифорова (кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета) выступила с докладом, посвященным культурной истории электричества.
В своем исследовании автор следовала подходу, разработанному историками технологий в конце ХХ века в качестве альтернативы технологическому детерминизму, и рассматривала становление, стабилизацию электрического освещения в различных социокультурных контекстах. Наталия показала, как привычное нам сегодня электричество постепенно входило в повседневность горожан — концептуализировалось и вписывалось в существовавшие контексты.
В 1920-х — 1930-х годах в европейских станах сформировались национальные энергосистемы — единые, централизованные и стандартизированные. Этому факту предшествовал сложный процесс культурной интеграции и «опривычивания» электричества. Из некой «сверхъестественной силы», которую демонстрировали на публичных городских мероприятиях, электричество постепенно превратилось в «домашнюю» и управляемую технологию, а также стало прочно связываться с образами будущего, справедливости и прогресса.
В Российской империи новую технологию сначала освоили военные. Горожане же знакомились с электричеством на публичных мероприятиях, в том числе на церемониях коронации Александра III и Николая II. Электричество символизировало мощь государя и его способность контролировать не только страну, но и силы природы.
Освещение присутствовало в публичных пространствах города, на улицах, в театрах и салонах, но долгое время не становилось домашней технологией. Граница публичного и приватного становилась границей освещенного электричеством и неосвещенного. Это было связано и с дороговизной технологии, и с соперничеством электрических и газовых компаний, и со страхом перед новой технологией. Приходилось доказывать, что электрический свет безопасен.
Наиболее убедительным для горожан конца ХХ века было использование электрического света в качестве женских украшений: то, что прикасается к женскому телу и никак этому телу не вредит, кажется безопасным. Женщины, таким образом, сыграли важную роль в процессе «одомашнивания» электричества. Интересно, что инфраструктура электроснабжения, проникая в дома, маскировалась и пряталась, притворяясь цветочными композициями, канделябрами или частями декора стен. Электрический свет обрастал разными значениями в гендерной перспективе: мужчинам разрешалось находиться под источниками света, а женщинам надлежало прятаться в тени каких-то объектов, например, под зонтиками.
Таким образом, электрификация — это не только технический или экономический процесс, но также и социальный. Не только инженеры, но и пользователи стали активными агентами внедрения, распространения и трансформации этой технологии. В разных культурных контекстах, в разных социальных условиях эти процессы складывались по-разному и приводили к разным эффектам.