Вступительный экзамен по философии

На вступительный экзамен в аспирантуру содержание программы по курсу «Философия» выносится в полном объеме.

Цель: проверка базового уровня знаний в области философии, необходимого для обучения в аспирантуре по научно-педагогическим направлениям аспирантуры СПбПУ, включая критическое мышление, умения, навыки работы с источниками и ресурсами, обеспечивающие успешность подготовки к исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Вопросы вступительного экзамена в аспирантуру:

  • Предмет философии. Место и роль философии в культуре.
  • Структура философского знания.
  • Основные типы философских ориентаций.
  • Своеобразие европейской и восточной философских традиций.
  • Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа.
  • Объективный идеализм Платона: причины возникновения и основные положения.
  • Атомизм Демокрита: основные положения.
  • Проблема жизненных ориентаций в античной философии.
  • Философия Аристотеля: основные положения.
  • Бог, человек и мир в христианской философии Средних веков.
  • Средневековая схоластика: особенности и направления.
  • Философия Возрождения. Антропоцентризм и пантеизм в понимании природы, общества и человека.
  • Роль религиозной Реформации в изменении системы ценностей европейского общества. Протестантская этика.
  • Роль Ф.Бэкона и Р.Декарта в обосновании научного метода.
  • Натурфилософские концепции XVII века. Понятие субстанции.
  • Гносеологическая проблематика в философии Нового времени. Дилемма сенсуализма и рационализма.
  • Эволюция английского эмпиризма (Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм).
  • Философия Просвещения XVIII века (понимание человека и общественного прогресса).
  • И.Кант как основоположник классической немецкой философии. Основные идеи кантовской гносеологии.
  • Этика Канта. Категорический императив.
  • Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.
  • Система и метод в философии Гегеля. Особенности гегелевской диалектики.
  • Трактовка Гегелем природы, человека, общества.
  • Основания разветвления философских направлений в послегегелевской философии. Особенности неклассической философии.
  • Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  • Иррационализм А. Шопенгауэра.
  • «Философия жизни» Ф. Ницше.
  • Особенности позитивизма и этапы его развития.
  • Философия марксизма. Материалистическое понимание истории.
  • Понятие практики в марксистской философии.
  • Особенности становления и развития философии в России.
  • Проблема места России во всемирно-историческом процессе. Славянофильство и западничество.
  • Основные идеи «Философии всеединства» В.С. Соловьева.
  • Русский космизм. Оценки смысла и направленности научно-технического прогресса Н.Ф. Федоровым, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским. 35. Религиозно-экзистенциальная философия Н.А. Бердяева.
  • Психоанализ и философия неофрейдизма.
  • Экзистенциальная философия в XX в. Уникальность человеческого бытия как философская проблема.
  • Философская герменевтика. Проблема понимания.
  • Эволюция философии науки в XX в. Непозитивизм и постпозитивизм.
  • Особенности проблематики и способа философствования на рубеже XX-XXI вв.
  • Понятие бытия и его значение. Монистические и плюралистические концепции бытия.
  • Материальное и идеальное. Объективная и субъективная реальность.
  • Основные концепции пространства и времени.
  • Диалектика как общая теория развития. Принципы диалектического понимания мира.
  • Объективная и субъективная диалектика.
  • Причинность и ее свойства. Детерминизм и индетерминизм.
  • Необходимость и случайность. Динамические и статистические закономерности.
  • Догматизм, софистика, эклектика как антиподы диалектики.
  • Понятие системы и его роль в современной науке.
  • Философские основания теоретической модели общества.
  • Человек, природа и техника. Понятие культуры.
  • Сущность и структура общественных отношений. Человек в системе социальных связей.
  • Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
  • Человек в историческом процессе. Личность и массы. Свобода и необходимость.
  • Роль ценностей в жизни человека и общества. Проблема происхождения и иерархии ценностей.
  • Проблема смысла жизни. Представление о совершенном человеке в разных культурах.
  • Нравственные ценности как фактор формирования личности. Мораль, справедливость, право.
  • Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
  • Религиозные ценности и свобода совести.
  • Смысложизненный поиск личности как реализация ее свободы и творчества. Свобода и ответственность.
  • Основные концепции происхождения и сущности сознания.
  • Структурные элементы сознания и их взаимосвязь.
  • Сознание и мозг. Действительность, мышление, логика, язык.
  • Сознание и самосознание личности. Общественное и индивидуальное сознание.
  • Понятие знания в разных культурно-исторических и философских системах. Знание и незнание, знание и вера, знание и мнение.
  • Диалектика познавательного процесса. Чувственное, рациональное, иррациональное в познании.
  • Понимание и объяснение в познании.
  • Проблема истины и ее критериев.
  • Специфика научного познания. Научная рациональность и ее типы.
  • Структура научного познания. Взаимосвязь эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного познания.
  • Методы и формы научного познания.
  • Критерии научности факта, проблемы, гипотезы.
  • Рост научного знания. Научные революции и смена типов научной рациональности.
  • Науки и техника: взаимосвязь и взаимообусловленность.
  • Глобальные проблемы современности, их техногенный и социоприродный характер.
  • Внутренние противоречия и тенденции развития техногенной цивилизации.
  • Межцивилизационные отношения в современном мире. Взаимодействие цивилизаций и возможные сценарии будущего.
  • Проблема направленности и смысла истории.
  • Выживание и устойчивое развитие человечества как центральная проблема современности.