На вступительный экзамен в аспирантуру содержание программы по курсу «Философия» выносится в полном объеме.
Цель: проверка базового уровня знаний в области философии, необходимого для обучения в аспирантуре по научно-педагогическим направлениям аспирантуры СПбПУ, включая критическое мышление, умения, навыки работы с источниками и ресурсами, обеспечивающие успешность подготовки к исследовательской и научно-педагогической деятельности.
Вопросы вступительного экзамена в аспирантуру:
- Предмет философии. Место и роль философии в культуре.
- Структура философского знания.
- Основные типы философских ориентаций.
- Своеобразие европейской и восточной философских традиций.
- Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа.
- Объективный идеализм Платона: причины возникновения и основные положения.
- Атомизм Демокрита: основные положения.
- Проблема жизненных ориентаций в античной философии.
- Философия Аристотеля: основные положения.
- Бог, человек и мир в христианской философии Средних веков.
- Средневековая схоластика: особенности и направления.
- Философия Возрождения. Антропоцентризм и пантеизм в понимании природы, общества и человека.
- Роль религиозной Реформации в изменении системы ценностей европейского общества. Протестантская этика.
- Роль Ф.Бэкона и Р.Декарта в обосновании научного метода.
- Натурфилософские концепции XVII века. Понятие субстанции.
- Гносеологическая проблематика в философии Нового времени. Дилемма сенсуализма и рационализма.
- Эволюция английского эмпиризма (Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм).
- Философия Просвещения XVIII века (понимание человека и общественного прогресса).
- И.Кант как основоположник классической немецкой философии. Основные идеи кантовской гносеологии.
- Этика Канта. Категорический императив.
- Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.
- Система и метод в философии Гегеля. Особенности гегелевской диалектики.
- Трактовка Гегелем природы, человека, общества.
- Основания разветвления философских направлений в послегегелевской философии. Особенности неклассической философии.
- Антропологический материализм Л. Фейербаха.
- Иррационализм А. Шопенгауэра.
- «Философия жизни» Ф. Ницше.
- Особенности позитивизма и этапы его развития.
- Философия марксизма. Материалистическое понимание истории.
- Понятие практики в марксистской философии.
- Особенности становления и развития философии в России.
- Проблема места России во всемирно-историческом процессе. Славянофильство и западничество.
- Основные идеи «Философии всеединства» В.С. Соловьева.
- Русский космизм. Оценки смысла и направленности научно-технического прогресса Н.Ф. Федоровым, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским. 35. Религиозно-экзистенциальная философия Н.А. Бердяева.
- Психоанализ и философия неофрейдизма.
- Экзистенциальная философия в XX в. Уникальность человеческого бытия как философская проблема.
- Философская герменевтика. Проблема понимания.
- Эволюция философии науки в XX в. Непозитивизм и постпозитивизм.
- Особенности проблематики и способа философствования на рубеже XX-XXI вв.
- Понятие бытия и его значение. Монистические и плюралистические концепции бытия.
- Материальное и идеальное. Объективная и субъективная реальность.
- Основные концепции пространства и времени.
- Диалектика как общая теория развития. Принципы диалектического понимания мира.
- Объективная и субъективная диалектика.
- Причинность и ее свойства. Детерминизм и индетерминизм.
- Необходимость и случайность. Динамические и статистические закономерности.
- Догматизм, софистика, эклектика как антиподы диалектики.
- Понятие системы и его роль в современной науке.
- Философские основания теоретической модели общества.
- Человек, природа и техника. Понятие культуры.
- Сущность и структура общественных отношений. Человек в системе социальных связей.
- Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
- Человек в историческом процессе. Личность и массы. Свобода и необходимость.
- Роль ценностей в жизни человека и общества. Проблема происхождения и иерархии ценностей.
- Проблема смысла жизни. Представление о совершенном человеке в разных культурах.
- Нравственные ценности как фактор формирования личности. Мораль, справедливость, право.
- Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
- Религиозные ценности и свобода совести.
- Смысложизненный поиск личности как реализация ее свободы и творчества. Свобода и ответственность.
- Основные концепции происхождения и сущности сознания.
- Структурные элементы сознания и их взаимосвязь.
- Сознание и мозг. Действительность, мышление, логика, язык.
- Сознание и самосознание личности. Общественное и индивидуальное сознание.
- Понятие знания в разных культурно-исторических и философских системах. Знание и незнание, знание и вера, знание и мнение.
- Диалектика познавательного процесса. Чувственное, рациональное, иррациональное в познании.
- Понимание и объяснение в познании.
- Проблема истины и ее критериев.
- Специфика научного познания. Научная рациональность и ее типы.
- Структура научного познания. Взаимосвязь эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного познания.
- Методы и формы научного познания.
- Критерии научности факта, проблемы, гипотезы.
- Рост научного знания. Научные революции и смена типов научной рациональности.
- Науки и техника: взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Глобальные проблемы современности, их техногенный и социоприродный характер.
- Внутренние противоречия и тенденции развития техногенной цивилизации.
- Межцивилизационные отношения в современном мире. Взаимодействие цивилизаций и возможные сценарии будущего.
- Проблема направленности и смысла истории.
- Выживание и устойчивое развитие человечества как центральная проблема современности.