Подведены итоги мероприятия по созданию портретов российских городов с помощью искусственного интеллекта (руководитель проекта доц. ВШОН Д.С. Быльева). Задача участников состояла в том, чтобы выделить те особенности города, которые могли бы отразиться в человеческом образе, и использовать нейросети для создания портрета.
Студентами СПбПУ было создано порядка 350 портретов, из которых комиссии экспертов (преподаватели ВШОН д.к.н. А.А. Лисенкова, к.ф.н. И.В. Коломейцев, к.с.н. В.В. Лобатюк) нелегко было выбрать лучшие. В результате были названы 6 городов-победителей: Ярославль в исполнении Овчинниковой Юлии, Южно-Сахалинск Лихачевой Ксении, Иваново Волковой Анастасии, Кронштадт Буровой Александры, Иннополис Петровой Ксении и Листвянка Баташова Никиты.
Работа по созданию портрета с одной стороны требовала изучения информации об истории и современных особенностях города, что позволило сгенерировать очень разные портреты людей разного возраста, рода занятий, исторической эпохи, с другой – получение опыта работы с искусственным интеллектом.
"На картине, символизирующей хуманизацию города Курск, изображен пожилой седовласый мужчина, по его выражению лица видно, что он прошёл через многие испытания в жизни, однако его взгляд устремленный в даль отражает надежду на долгое и светлое будущее. Он одет в классическое двубортное пальто, а на его плече сидит Курский соловей. Позади мужчины виден карьер горно-обогатительного комбинат, расположенный среди огромного цветущего сада". (Екатерина Вахрова)
"Я считаю, что в изображении хуманизации города на нейрографике обязательно должно передаваться исторически-значимое определение Ивангорода-это могучий рыцарь в доспехах эпохи Ивана III, на фоне-величественная крепость в окружении красочных видов природы, также, я считаю, что необходимо отразить и народ, который старался в непростое время обеспечить всем необходимым защитников, все это охватывает пейзаж: леса, река, домашняя живность, но не стоит забывать о военном времени, поэтому я хочу передать немного пороховой пыли, затуманивающей красочный пейзаж". (Евгений Талалаев)
"Изобразить девушку в оренбургском пуховом платке, в других элементах одежды отобразить орнамент народов России. Одежда должна быть похожа на исторические наряды казачек. На фоне изобразить город, показать стык европейской современной культуры и азиатских мотивов, в азиатской части города показать степь с тюльпанами Шренка и мечеть Караван-Сарай, архитектуру эпохи Екатерины 2. Показать уральские горы. В небе использовать космические мотивы" (Анастасия Романова)
Студенты также оценивали свой опыт работы, и возможности и ограничения современных нейросетевых инструментов:
"Наибольшее внимание я уделила написанию понятного для нейросети промта. Прежде чем начинали получаться похожие на мою задумку варианты, мне пришлось переработать части запроса, касающиеся телосложения и костюма главной героини. В итоговых работах атлетическая фигура женщины не видна из-за одежды, однако при первых генерациях нейросеть считывала этот пункт и изображала слишком открытое вечернее платье. Тогда я ввела дополнительную информацию: «широкое платье» и «длинные рукава».Оценивая получившийся результат, можно проследить, что русские нейросети, в которых я работала, хуже справляются с передачей необычной творческой задумки. Часть слов из промта нейросети не удалось отразить на картине, например, не видно перехода от платья главной героини к реке. Из преимуществ русской нейросети GigaChat можно назвать развивающееся умение передавать заданное автором настроение. Мой изначальный промт не содержал указание на спокойную атмосферу будущей работы, и когда я его добавила, то смогла подобрать подходящую позу и мимику героев. Нейросети сегодня активно развиваются, приближаясь к тому, чтобы стать полезным инструментом для всех, кто хочет реализовать свою креативную задумку. На данный момент на картинах у нейросетей лучше всего получается передавать цвет и свет, разрабатывать пейзаж и, за исключением мелких деталей, создавать образы героев. Сложно представить нейросеть в качестве полноценного автора, поскольку осмысленности изображениям добавляет идея, которую формулирует человек - нейросеть лишь используется как инструмент, материал для ее воплощения. Возможно, в недалеком будущем, при доработке, нейросети станут еще одним медиумом, где художники и дизайнеры смогут свободно творить, не теряя при этом своего авторства". (Мария Мамулашвили)
"В итоге можно сказать, что нейросети полезны для генерации картинок по нескольким причинам. Одной из них является возможность получать желаемое. Достаточно прописать программе ключевые слова — на их основе она создаст картинку. Это удобно, если в реальности такое изображение делать сложно или невозможно. Также они помогают в создании неограниченного количества изображений. Использование нейросетей может сэкономить время генерации изображений. Еще одним плюсом является получение вдохновения. Можно сгенерировать несколько изображений, а потом на их основе создать что-то своё, более детализированное. Это очень полезно для визуализации дизайна. Например, с помощью нейросетей можно проверять свои идеи для работ, играть с цветовыми решениями, формами и цветом". (Алёна Челпановская)
"Искусственный интеллект – инструмент мощный, но он пока не способен заменить художника, когда речь идет о создании культурно-значимых образов. Несмотря на впечатляющие достижения в генерации изображений, ИИ не может точно передать нюансы, которые делают изображение исторически ценным. ИИ не обладает историческим контекстом, не чувствует тонкости архитектурных стилей, не умеет передать дух места. Он может “скопировать” внешний вид, но не душу здания, что хорошо видно по соборам на фоне всех изображений". (Вероника Ракова)·