
27 ноября 2025 года состоялся круглый стол «Theatrum Machinarum: Цифровые коммеморативные практики». Мероприятие, организованное Высшей школой общественных наук и Высшей школы сервиса и торговли, собрало ведущих экспертов для обсуждения того, как современные технологии сохраняют память об инженерной мысли прошлого.
Модераторы Анастасия Алексеевна Лисенкова и Сергей Евгеньевич Барыкин открыли встречу, подчеркнув актуальность сохранения коллективной памяти в эпоху цифровой трансформации. В фокусе дискуссии оказались доклады гостей из Москвы, которые задали тон всему обсуждению. Павел Николаевич Котельников (заведующий отделом научной реставрации произведений из металла Государственного научно-исследовательского института реставрации и почётный реставратор города Москвы), и Сергей Витальевич Кураков (художник-реставратор МГТУ им. Н.Э. Баумана), представили конкретные кейсы применения цифровых технологий в своей работе. Эксперты рассказали о процессе оцифровки объектов научно-технического наследия и создании точных 3D-моделей исторических механизмов (с подробностями работы можно ознакомиться в статье "Научная реставрация политехнического наследия: Пример коллекции Франца Рёло". Яркой иллюстрацией к докладу стали привезенные образцы механизмов Франца Рёло, напечатанные на 3D-принтере.
Между специалистами в области музейного и архивного дела, авторского права разгорелась яркая дискуссия о том, что можно и нужно считать объектом наследия. Татьяна Викторовна Мартынова (Центр инженерного наследия) обосновала необходимость более жестких критериев для отбора объектов научно-технического наследия. Альфред Нордманн (Дармштадский технический университет) затронул проблемы подлинности и аутентичности. Александр Юрьевич Нестеров (Самарский университет им. академика С. П. Королева) и Григорий Львович Тульчинский (Высшая школа экономики) показали возможности философской интерпретации необходимости сохранения технических объектов, а Светлана Борисовна Ульянова (СПбПУ) привела исторические параллели.

Несмотря на то, что был достигнут консенсус в отношении того, что цифровое и физическое копирование — это сложный инструмент в арсенале реставратора, архивиста и музейного специалиста, и его применение должно быть научно обоснованным, этичным и направленным на расширение доступа к наследию, иметь образовательные и культурные цели, и обеспечивать сохранность для будущих поколений, тема оказалась очень острой и дискуссионной и потребовала дальнейшего развития.
В рамках знакомства с Политехническим университетом гости научного мероприятия имели возможность ознакомиться с музеем Политеха.

Гости высоко оценили уровень организации музея, структурированность экспозиции и богатый опыт в сохранении технического наследия.
Сергей Витальевич Кураков поделился своими впечатлениями:
«Меня поразило количество уникальных экспонатов и прекрасная сохранность исторического интерьера. Особенно ценно, что здесь собрано такое количество артефактов, пусть и разрозненных. Замечательно, что ведётся работа по реставрации механизмов — например, недавно восстановленный экспонат уже доступен для осмотра».

В рамках продолжения обмена опытом директор Горного музея Михаил Юрьевич Шабалов продемонстрировал уникальную коллекцию моделей технических устройств, служащих в горнодобывающей отрасли на протяжении двух столетий

