Вступительный экзамен по философии

    На вступительный экзамен в аспирантуру содержание программы по курсу «Философия» выносится в полном объеме.
    Цель: проверка базового уровня знаний в области философии, необходимого для обучения в аспирантуре по научно-педагогическим направлениям аспирантуры СПбПУ, включая критическое мышление, умения, навыки работы с источниками и ресурсами, обеспечивающие успешность подготовки к исследовательской и научно-педагогической деятельности.

    Вопросы вступительного экзамена в аспирантуру:

    • Предмет философии. Место и роль философии в культуре.
    • Структура философского знания.
    • Основные типы философских ориентаций.
    • Своеобразие европейской и восточной философских традиций.
    • Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа.
    • Объективный идеализм Платона: причины возникновения и основные положения.
    • Атомизм Демокрита: основные положения.
    • Проблема жизненных ориентаций в античной философии.
    • Философия Аристотеля: основные положения.
    • Бог, человек и мир в христианской философии Средних веков.
    • Средневековая схоластика: особенности и направления.
    • Философия Возрождения. Антропоцентризм и пантеизм в понимании природы, общества и человека.
    • Роль религиозной Реформации в изменении системы ценностей европейского общества. Протестантская этика.
    • Роль Ф.Бэкона и Р.Декарта в обосновании научного метода.
    • Натурфилософские концепции XVII века. Понятие субстанции.
    • Гносеологическая проблематика в философии Нового времени. Дилемма сенсуализма и рационализма.
    • Эволюция английского эмпиризма (Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм).
    • Философия Просвещения XVIII века (понимание человека и общественного прогресса).
    • И.Кант как основоположник классической немецкой философии. Основные идеи кантовской гносеологии.
    • Этика Канта. Категорический императив.
    • Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.
    • Система и метод в философии Гегеля. Особенности гегелевской диалектики.
    • Трактовка Гегелем природы, человека, общества.
    • Основания разветвления философских направлений в послегегелевской философии. Особенности неклассической философии.
    • Антропологический материализм Л. Фейербаха.
    • Иррационализм А. Шопенгауэра.
    • «Философия жизни» Ф. Ницше.
    • Особенности позитивизма и этапы его развития.
    • Философия марксизма. Материалистическое понимание истории.
    • Понятие практики в марксистской философии.
    • Особенности становления и развития философии в России.
    • Проблема места России во всемирно-историческом процессе. Славянофильство и западничество.
    • Основные идеи «Философии всеединства» В.С. Соловьева.
    • Русский космизм. Оценки смысла и направленности научно-технического прогресса Н.Ф. Федоровым, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским. 35. Религиозно-экзистенциальная философия Н.А. Бердяева.
    • Психоанализ и философия неофрейдизма.
    • Экзистенциальная философия в XX в. Уникальность человеческого бытия как философская проблема.
    • Философская герменевтика. Проблема понимания.
    • Эволюция философии науки в XX в. Непозитивизм и постпозитивизм.
    • Особенности проблематики и способа философствования на рубеже XX-XXI вв.
    • Понятие бытия и его значение. Монистические и плюралистические концепции бытия.
    • Материальное и идеальное. Объективная и субъективная реальность.
    • Основные концепции пространства и времени.
    • Диалектика как общая теория развития. Принципы диалектического понимания мира.
    • Объективная и субъективная диалектика.
    • Причинность и ее свойства. Детерминизм и индетерминизм.
    • Необходимость и случайность. Динамические и статистические закономерности.
    • Догматизм, софистика, эклектика как антиподы диалектики.
    • Понятие системы и его роль в современной науке.
    • Философские основания теоретической модели общества.
    • Человек, природа и техника. Понятие культуры.
    • Сущность и структура общественных отношений. Человек в системе социальных связей.
    • Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
    • Человек в историческом процессе. Личность и массы. Свобода и необходимость.
    • Роль ценностей в жизни человека и общества. Проблема происхождения и иерархии ценностей.
    • Проблема смысла жизни. Представление о совершенном человеке в разных культурах.
    • Нравственные ценности как фактор формирования личности. Мораль, справедливость, право.
    • Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
    • Религиозные ценности и свобода совести.
    • Смысложизненный поиск личности как реализация ее свободы и творчества. Свобода и ответственность.
    • Основные концепции происхождения и сущности сознания.
    • Структурные элементы сознания и их взаимосвязь.
    • Сознание и мозг. Действительность, мышление, логика, язык.
    • Сознание и самосознание личности. Общественное и индивидуальное сознание.
    • Понятие знания в разных культурно-исторических и философских системах. Знание и незнание, знание и вера, знание и мнение.
    • Диалектика познавательного процесса. Чувственное, рациональное, иррациональное в познании.
    • Понимание и объяснение в познании.
    • Проблема истины и ее критериев.
    • Специфика научного познания. Научная рациональность и ее типы.
    • Структура научного познания. Взаимосвязь эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного познания.
    • Методы и формы научного познания.
    • Критерии научности факта, проблемы, гипотезы.
    • Рост научного знания. Научные революции и смена типов научной рациональности.
    • Науки и техника: взаимосвязь и взаимообусловленность.
    • Глобальные проблемы современности, их техногенный и социоприродный характер.
    • Внутренние противоречия и тенденции развития техногенной цивилизации.
    • Межцивилизационные отношения в современном мире. Взаимодействие цивилизаций и возможные сценарии будущего.
    • Проблема направленности и смысла истории.
    • Выживание и устойчивое развитие человечества как центральная проблема современности.