Курс «Общие проблемы философии науки»

    I семестр

    изучаются темы разделов Части 1. «Общие проблемы философии науки».

    1-семестр завершается промежуточным зачетом с оценкой.

    Виды работ

    1. Интеллектуальная работа аспиранта с учебным материалом (см. основная литература)

    2. Изучение текстов первоисточников по истории и философии науки

    Вопросы к зачету

    1. Общие проблемы философии науки

    1. Предмет философии науки.

    2. Позитивистская концепция науки (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).

    3. Эмпириокритицизм о проблеме обоснования фундаментальных понятий и принципов науки (Р. Авенариус, Э. Мах).

    4. Неопозитивистская концепция науки.

    5. Критический рационализм К. Поппера.

    6. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

    7. Т. Кун об исторической динамике науки.

    8 Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

    9. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

    10. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

    11. Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации.

    12. Специфика научного познания.

    13. Генезис научного знания: преднаука и развитая наука; классическая и постнеклассическая наука.

    14 Становление первых форм теоретической мысли в Античности.

    15. Наука как социальный институт: этапы развития.

    16. Отношение философии, науки и культуры. Философия как рефлексия над основаниями культуры.

    17. Сциентизм и антисциентизм

    18. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Процедуры обоснования теоретических знаний.

    19. Модели научного объяснения. Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука.

    20. Исторические типы научной рациональности.

    21. Структура научного знания. Основания науки.

    22. Научная картина мира и философские предпосылки перестройки оснований науки.

    23. Структура эмпирического и теоретического исследования.

    24 Прогностическая роль философского знания. Взаимодействие научной картины мира и опыта.

    25. Феномен научных революций. Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.

    26. Междисциплинарные взаимодействия и междисциплинарные стратегии современной науки.

    27. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.

    28. Экофилософия и глобальные кризисы

    29. Проблема ценности научно-технического прогресса.

    30. Новые ориентиры цивилизационного развития.

    Основная литература:

    История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей / В.П. Горюнов, В.А. Гура, А.А. Краузе, В.И. Ксенофонтов, О.Р. Пазухина, О.Д. Шипунова. / Под ред. В.П. Горюнова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013 – 666с.

    История и философия науки: учебник для вузов / под общ. ред. А. С. Мамзина и Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 360 с. Электронный учебник

    История и философия науки: Планы семинарских занятий / Методическое пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2015. – 106 с. Электронная версия

    Шипунова О.Д. История и методология науки учеб. пособие. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. – 256 с.

    Первоисточники

    Блур, Д. Сильная программа в социологии знания / Д. Блур // Логос. – 2002. – № 5/6. –С. 162—185.

    Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 233 с.

    Декарт, Р. Сочинения / Р. Декарт ; пер. с лат. и фр. – СПб. : Наука, 2006. – 648 с.

    Карнап, Р. Научное миропонимание – Венский кружок / Р. Карнап, Г. Ганн, О. Нейрат // Логос. – 2005. – № 2. – С. 13—27.

    Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун ; пер. с англ. – М. : АСТ, 2009. – 317 с.

    Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки / И. Лакатос ; пер. с англ. – М. : Академический проект Трикста, 2008. – 475 с.

    Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос ; пер. с англ. – М. : Медиум, 1995. – 236 с.

    Локк, Дж. Избранные философские произведения : В 2 т. / Дж. Локк. – М. : Соцэкгиз, 1960. – Т. 1 : Опыт о человеческом разуме. – 734 с.

    Лоренц, К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии / К. Лоренц // Человек. – 1997. - № 5. – С. 23—25.

    Мах, Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах. – М. : Бином, 2003. – 455 с.

    Патнэм, Х. Разум, истина и история / Х. Патнэм ; пер. с англ. – М. : Праксис, 2002. – 294 с.

    Поппер, К. Логика и рост научного знания : Избр. работы / К. Поппер ; пер. с англ. – М. : Прогресс, 1983. – 605 с.

    Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Б. Рассел ; пер. с англ. – М. : Терра, 2000. – 463 с.

    Тулмин, С. Человеческое понимание / С. Тулмин ; пер. с англ. – М. : Прогресс, 1984. – 327с.

    Фейерабенд, П. Против методологического принуждения / П. Фейерабенд // Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М. : Прогресс, 1986. – С.125—467.